0 руб
Оформить заказСмазочный материал в подшипниках качения применяют в целях снижения трения скольжения и изнашивания в контакте тел качения с кольцами, сепаратором и сепаратора с направляющими бортиками колец. Он предохраняет тела качения, кольца и сепаратор от непосредственного контакта и коррозии, обеспечивает отвод теплоты.
Смазывание подшипников выполняют с помощью пластичных смазочных материалов и жидких масел. В некоторых случаях используют твердые смазочные материалы.
Выбор вида смазочного материала зависит от условий эксплуатации и главным образом от температуры подшипника, частоты вращения, действующих нагрузок, конструкции подшипника и подшипникового узла. При этом должны быть учтены специальные требования к моменту трения, сроку службы смазочного материала.
Для смазывания подшипников качения, работающих в обычных условиях, преимущественно применяют пластичные смазочные материалы, которые по сравнению с маслами обладают следующими достоинствами: не требуют сложных уплотнительных Устройств, имеют более высокие свойства «Щиты от коррозии, более экономичны.
Однако применение жидких смазочных материалов позволяет снизить момент трения, увеличить предельную частоту вращения в 1,2-1,5 раза. С их помощью происходит отвод теплоты и удаление продуктов износа. В узлах с упорно-радиальными роликовыми подшипниками предпочтительно применение жидких смазочных материалов.
Для подшипников работающих в условиях, при которых жидкие и пластичные смазочные материалы неприменимы (например вакуум, высокие и низкие температуры, агрессивные среды, радиоактивное излучение, оборудование пищевой и текстильной промышленности, оптические системы), используют твердые смазочные материалы.
Пластичные смазочные материалы состоят в основном из жидкой основы, загустителя и присадок, улучшающих эксплуатационные характеристики. Загуститель, на долю которого приходится 8-25% всей массы смазочного материала, образует трехмерный каркас, в ячейках которого удерживается масло.
Поэтому при небольших нагрузках пластичный смазочный материал ведет себя как твердое тело: не растекается под действием собственных сил тяжести, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях. Природа и свойства загустителя оказывают большое влияние на эксплуатационные свойства смазочного материала.
Для подшипников применяют смазочные материалы на кальциевом, натриевом и литиевом загустителях. В качестве дисперсионной среды применяют минеральные и синтетические масла, а также их смеси.
Наиболее употребительные пластичные смазочные материалы и их основные эксплуатационные характеристики приведены в табл. 92, 93. Действующая на подшипник нагрузка и химическое старение ограничивают срок службы пластичных смазочных материалов.
Различают смазывание с постоянным количеством смазочного материала, рассчитанным на весь срок службы подшипника, и с периодическим добавлением и сменой смазочного материала. В первом случае срок службы смазочного материала равен или больше срока службы подшипников или цикла ремонта машин с вмонтированными в них подшипниками. К этому виду смазывания относятся закрытые подшипники, заполненные смазочным материалом при изготовлении. В подшипниках закрытого типа в основном используют смазочные материалы: ЦИАТИМ-201, Литол-24, ЛЗ-31, ОКБ-122-7, ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207. Эти же сорта могут быть рекомендованы для обычных подшипников.
В процессе эксплуатации подшипника запас пластичного смазочного материала при необходимости пополняют или заменяют. Время работы подшипника на одной закладке смазочного материала может изменяться в широком диапазоне.
Периодичность замены смазочного материала определяется в основном частотой вращения подшипника, его габаритами, конструкцией, сортом смазочного материала, эффективностью уплотнений.
92. Характеристики пластичных смазочных материалов общего назначения для подшипников качения
Смазочный материал | Динамическая вязкость, Па·с, при t, °С | Предел прочности, Па, при t, °С | Рабочаятемпература,°С | Заменители | ||
-15 | 0 | 50 | 80 | |||
Для нормальных температур (гидратированные кальциевые солидолы) | ||||||
Солидолы синтетические: | ||||||
пресс-солидол С | 250 ÷ 600 | ≤ 100 | ≥ 100 | - | -40 ÷ 50 | Солидол УС-1 |
солидол С | 300 ÷ 1000 | ≤ 200 | ≥ 200 | - | -30 ÷ 70 | Солидол УС-2, пресс солидол Сп |
Солидолы жировые: | ||||||
пресс-солидол УС-1 | 150 ÷ 350 | ≤ 100 | ≥ 100 | - | -40 ÷ 50 | Пресс-солидол С |
солидол УС-2 | 300 ÷ 600 | ≤ 250 | ≥ 200 | - | -30 ÷ 70 | Солидол С |
Для повышенных температур (натриевые и натриево-кальцевые) | ||||||
Консталины жировые: | ||||||
консталин УТ-1 | 800 ÷ 1200 | 250 ÷ 500 | 300 ÷ 600 | 150 ÷ 300 | -20 ÷ 120 | Автомобильный |
консталин УТ-2 | 800 ÷ 1500 | 250 ÷ 500 | 1600 | 800 | -20 ÷ 120 | Автомобильный |
Автомобильный | 500 ÷ 700 | 200 | ≥ 180 | 100 ÷ 250 | -20 ÷ 100 | Консталин УТ-1 |
Для повышенных температур (литиевые) | ||||||
ВНИИНП-242 | 400 ÷ 1000 | ≤ 500 | 450 ÷ 650 | ≥ 100 | -40 ÷ 110 | Литол-24, -ЭШ-176 |
ЭШ-176 | 1200 ÷ 1700 | 500 ÷ 800 | ≤ 250 | 150 ÷ 400 | -25 ÷ 110 | Литол-24, ВНИИНП-242 |
93. Характеристики разных пластичных смазочных материалов для подшипников качения
Смазочный материал | Динамическая вязкость, Па·с, при t, °С | Предел прочности, Па, при t, °C | Рабочая температура, °С | Заменитель | ||
-15 | 0 | 50 | 80 | |||
Многоцелевые | ||||||
Литол-24 | 800 + 1500 (при 30°С) | 80 ÷ 120 (при 20°С) | 400 ÷ 600 | ≥ 150 | -40 ÷ 130 | Фиол-3 |
Фиол-1 | 230 + 600 (при -20°С) | 50 ÷ 100 (при 20°С) | 200 ÷ 250 | ≥ 100 | -40 ÷ 120 | Фкол-2, Литол-24 |
Фиол-2 | 400 + 800 (при -20°С) | 80 ÷ 120 (при 20°С) | 200 ÷ 250 | ≥ 120 | -40 ÷ 120 | Фиол-3, Литол-24 |
фиол-3 | 800 ÷ 1500 (при -30°С) | 100 ÷ 150 (при 20°С) | 400 ÷ 600 | ≥ 200 | -40 ÷ 130 | Литол-24, Фиол-2 |
фиол-2м | 420 + 800 (при -20°С) | 80 ÷ 120 (при 20°С) | 300 ÷ 450 | ≥ 100 | -40 ÷ 120 | Литол-24 (с 2% MoS2) |
Высокотемпературные | ||||||
Униол-1 | 1000 ÷ 2000 (при -30°С) | 15 ÷ 30 (при 80°С) | 250 ÷ 600 | 150 ÷ 400 | -30 ÷ 150 (кратковременно до 180) | Литол-24 (до 130°С) |
ЦИАТИМ-221 | ≤ 800 (при -50°С) | 10 ÷ 30 (при 80°С) | ≥ 120 | 100 ÷ 150 | -60 ÷ 160 (кратковременно до 180) | ВНИИНП-207 |
ВНИИНП-257 | 200 (при -50°С) | 29 (при 20°С) | 80 ÷ 100 (при 20°С) | ≥ 80 (при 50ºС) | -60 ÷ 150 | ВНИИНП-274 |
ВНИИНП-274. | 290 (при -50°С) | 30 ÷ 60 (при 20°С) | 200 ÷ 350 (при 20°С) | ≥ 110 (при 50°С) | -80 ÷ 130 | ВНИИНП-257 |
Гироскопические | ||||||
ВНИИНП-228 | 3000 (при -50°С) | 15 ÷ 25 (при 20°С) | 50 ÷ 150 (при 20°С) | 50 ÷ 150 (при 50°С | -45 ÷ 150 | - |
ВНИИНП-260 | 4000 (при -30°С) | 20 ÷ 40 (при 20°С) | 110 ÷ 170 (при 20°С) | 50 ÷ 180 (при 50°С | -20 ÷ 180 | - |
Индустриальные | ||||||
Сиол | 200 (при -20°С) | - | 140 ÷ 180 | - | -30 ÷ 130 | ЦИАТИМ-20 |
Железнодорожные | ||||||
Железнодорожный ЛЗ-ЦНИИ | 1100 (при -30ºС) | 10 ÷ 20 (при 80°С) | ≥ 200 | 200 ÷ 300 | -40 ÷ 110 | ЖРО |
^^ роликовых подшипников ЖРО | £ 2000 (при -30 °С) | 60 ÷ 80 (при 80°С) | ≥ 300 | 150 ÷ 250 | -50 ÷ 120 | Литол-24 |
Специализированные автомобильные | ||||||
ЛЗ-31 | 500 (при -15°С) | 75 (при 80°С) | 300 ÷ 400 | 250 ÷ 350 | -40 ÷ 130 | - |
№158 | 1000 (при -15°С) | 30 (при 80°С) | > 120 | 50 ÷ 100 | -30 ÷ 100 | Литол-24 |
ВНИИНП-207 | ≤ 1400 (при -30°С) | 55 (при 50°С) | 200 ÷ 250 | 70 ÷ 110 | -60 ÷ 180 (кратковременно до 200) | ЦИАТИМ-221 |
ВНИИНП-231 | ≤ 550 (при -40°С) | 10 ÷ 50 (при 80°С) | 250 ÷ 400 | > 100 | -60 ÷ 250 (кратковременно до 300) | - |
ВНИИНП-246 | ≤ 500(при -40°С) | 95 (при 50°С) | 250 ÷ 500 | 70 ÷ 250 | -60 ÷ 200 (кратковременно до 250) | - |
Специализированные автомобильные | ||||||
ПФМС-46 | 1000 ÷ 1500 | 10 ÷ 30 (при 80°С) | 100 ÷ 150 | 80 ÷ 150 | -30 ÷ 300 (кратковременно до 400) | ВНИИНП-2 |
Графитол | 250 ÷ 600 (при 0°С) | 35 (при 80°С) | 200 ÷ 500 | 200 ÷ 600 | -15 ÷ 160 | - |
Силикон | ≤ 550 (при 0°С) | 67,5 (при 80°С) | ≥ 500 | 300 ÷ 500 | -40 ÷ 160 | - |
Низкотемпературные | ||||||
ЦИАТИМ-201 | 2500 ÷ 3500 (при -60°С) | 80 ÷ 170 (при 0°С) | 250 ÷ 500 | 130 ÷ 250 | -60 ÷ 90 | ЦИАТИМ-2 |
ЦИАТИМ-203 | 2000 ÷ 4000 (при -50°С) | 100 ÷300 (при 0°С) | ≥ 250 | 150 ÷ 300 | -50 ÷ 100 | ЦИАТИМ-2 |
МС-70 | 2500 ÷ 5000 | ≤ 230 | 100 ÷ 300 | ≤ 50 | -50 ÷ 65 | ЦИАТИМ-2 |
Для электромеханических приборов | ||||||
ОКБ-122-7 | ≤ 1800 (при - 30°С) | 190 (при 20°С) | 1000 ÷ 1500 (при 20°С) | ≥ 150 (при 50°С) | -40 ÷ 120 | ЦИАТИМ-2 |
ЦИАТИМ-202 | ≤ 1500 (при -30°С) | 50 ÷ 80 (при 20°С) | 200 ÷ 300 (при 20°С) | ≥ 120 (при 50°С) | -40 ÷ 120 | ОКБ-122-7 |
Приближенно период tд, ч, между добавлением смазочного материала можно определить по формуле
где n - частота вращения, об/мин; d - диаметр отверстия подшипника, мм;
К, С - коэффициенты, зависящие от конструкции подшипника (табл. 94).
Количество смазочного материала в подшипнике определяется конструкцией подшипника и частотой его вращения. Для медленно вращающихся подшипников (отношение рабочей частоты вращения предельной n/nпр < 0,2) допустимо полное заполнение смазочным материалом подшипника и свободного пространства в корпуса. При более высокой частоте вращения (n/nпр = 0,2...0,8) свободное пространство в корпусе должно быть заполнено на 50-25%, а при n/nпр > 0,8 - не заполнено, заполняется только подшипник.
При прочих равных условиях стойкости смазочного материала в цилиндрических роликоподшипниках в 2 раза ниже, чем в шарикоподшипниках, а в конических и сферических роликовых - в 10 раз.
94. Значения коэффициентов К и С
Тип подшипника | К | С |
Радиальные шариковые и роликовые особо легких и легких серий диаметров Радиально-упорные шариковые легких серий диаметров и радиальные шариковые и роликовые средних серий диаметров Радиально-упорные шариковые средних серий диаметров, радиальные шариковые и роликовые тяжелых серий диаметров | 75 64 53 | 18 |
Двухрядные сферические роликовые и радиально-упорные конические роликовые легкой серии диаметров Радиально-упорные конические роликовые средней серии диаметров Двухрядные сферические роликовые средней серии диаметров и радиально-упорные конические роликовые тяжелой серии диаметров | 21 19 16 | 7 |
В качестве жидкого смазочного материала для подшипников в большинстве случаев используют очищенные минеральные (нефтяные) масла.
Жидкие синтетические масла (диэфирные, полиалкиленгликолевые, фтористо-углеродные, силиконовые) по сравнению с минеральными, имеют лучшие показатели по стабильности, вязкости и температуре застывания. Их применяют при крайне высоких или низких температурах и высоких частотах вращения.
Силиконовые масла используют при незначительных нагрузках, С/Р > 40. Основным недостатком синтетических смазочных материалов является более низкая стойкость при высоком давлении и более высокая стоимость.
В табл. 95 приведены основные эксплуатационные характеристики масел, применяемых для смазывания подшипников качения.
При выборе отдают предпочтение маслу, применяемому в сопряженных узлах (подшипники и зубчатые колеса смазывают обычно из общей масляной ванны). Применение масел с большей вязкостью целесообразно при больших нагрузках и малых скоростях.
При выборе масла необходимо учитывать размеры подшипника, действующую на него нагрузку и частоту вращения, а также его рабочую температуру. Рабочей температурой считается температура, которую можно измерить при работе узла на неподвижном кольце подшипника.
Для средних и крупных шарико- и роликоподшипников (кроме роликовых сферических, упорных и конических) при нормальных атмосферном давлении и температуре, невысоких нагрузках (С/Р > 10) и отношении рабочей частоты вращения к предельной n/nпр < 0,67 используют смазочное масло с рабочей кинематической вязкостью менее 12мм2/с.
Для быстроходных и малонагруженных подшипников допустимо применение масел меньшей вязкости. При этом предпочтительно применять масла с присадками, защищающими подшипники от коррозии и старения.
Для подшипников, работающих при высоких нагрузках (С/Р < 10), целесообразно применять противозадирные присадки. При смазывании масляным туманом используемое масло должно обеспечивать хорошее образование тумана и стойкость к окислению.
Для выбора масла в соответствии с требованиями условий эксплуатации целесообразно пользоваться номограммами (рис. 40 и 41). По среднему диаметру dm, мм, подшипника и частоте вращения n, об/мин, определяют требуемую вязкость v1 мм2/с, масла при рабочей температуре t (рис. 40), а затем - первоначальную v при обычно принятой при определении вязкости масла температуре 40°С (рис. 41).
Пример. Определить вязкость масла для смазывания подшипника со средним диаметром dm = 380мм при частоте вращения n = 500об/мин и рабочей температуре узла t = 70°С.
Решение. По номограмме рис. 40 определяем, что при dm = 380мм и n= 500об/мин вязкость v1 масла при рабочей температуре узла должна быть не ниже13мм2/с. По номограмме рис. 41 находим, что при рабочей температуре t= 70°С вязкость v1 = 13мм2/с будет у масла, имеющего при температуре t = 40°С вязкость v = 38мм2/с.
95. Основные эксплуатационные характеристики масел для подшипников качения
Марка масла | Стандарт илиТУ | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С | Температура, °С | ||
40 | 100 | вспышки | застывания | ||
Индустриальные масла | |||||
И-5А | ГОСТ 20799 | 6 ÷ 8 | - | 140 | -25 |
И-8А | 9÷11 | - | 150 | -20 | |
И-12А | 13÷ 17 | - | 170 | -30 | |
И-20А | 29÷35 | - | 200 | -15 | |
И-ЗОА | 41 ÷ 51 | - | 210 | -15 | |
И-40А | 61 ÷ 75 | - | 220 | -15 | |
И-50А | 90÷ 110 | - | 225 | -15 | |
Авиационные масла | |||||
МС-14 | ГОСТ 21743 | - | 14 | 215 | -30 |
МС-20 | 20,5 | 265 | -18 | ||
МК-22 | 22 | 250 | -14 | ||
Автомобильные масла | |||||
M-8-B1 | ГОСТ 17479.1 | - | 8 | 200 | -25 |
М-8-Г1 | 8 | 210 | -30 | ||
М-63/10-Г1 | 10 | 210 | -30 | ||
М-12-Г1 | 12 | 220 | -25 | ||
М-8-Г2 | 8 | 200 | -25 | ||
М-10-Г2 | 11 | 205 | -15 | ||
М-8-Г2К | 8 | 200 | -30 | ||
М-10-Г2К | 11 | 200 | -15 | ||
Трансмиссионные масла | |||||
ТМ-3-9 | ГОСТ 17479.2 | 110÷ 120* | 10 | 128 | -40 |
ТМ-3-18 | 15 | 180 | -20 | ||
ТМ-5-18 | 17 | 200 | -25 | ||
ТСп-15К | 16 | 180 | -25 | ||
ТСп-14ГИП | 14 | 180 | -25 | ||
ТСз-9ГИП | ОСТ 88-10-1158-78 | 9 | 160 | -50 | |
ТСГИП | ТУ38.101844-80 | 21 - 32 | - | -20 | |
ТМ5-2рк | 12 | 180 | -45 | ||
Турбинные масла | |||||
Т22 | - | 20 ÷ 23* | - | 180 | -15 |
Т30 | 28 ÷ 32* | - | 180 | -10 | |
Т46 | 44 ÷ 48* | - | 195 | -10 | |
Т57 (Турбо-редукторное) | 55 ÷ 59* | - | 195 | - | |
Турбинные масла с присадками | |||||
Тп-22 | ГОСТ 9972 | 28,8 ÷ 35,2 | - | 186 | -15 |
Тп-30 | 41,4 ÷ 50,6 | - | 190 | -10 | |
Тп-46 | 61,2 ÷ 74,8 | - | 220 | -10 | |
Приборные масла | |||||
МВП | ГОСТ 1805 | 6,5 ÷ 8,0* | - | 125 | -60 |
Легированные масла | |||||
ИГП-18 | ТУ 38101413 | 7 ÷ 9* | - | - | - |
ИГП-38 | 28 ÷ 31* | - | - | - | |
Легированные масла с противозадирной присадкой | |||||
ИСп-40 | ТУ 38101238 | 34,2 ÷ 40,5* | - | - | - |
ИСп-110 | 109,5 ÷ 118,5* | - | - | - | |
Синтетические масла | |||||
Смазочное 132-08 | ГОСТ 18375 | 45 ÷ 57 при 20°С | - | 173 | -70 |
ВНИИНП-50-1-4ф | ГОСТ 13076 | 3,2 | 204 | -60 | |
ИПМ-10 | 3,0 | 190 | -50 | ||
МП 605 | 14 ÷ 20 | 200 | -60 | ||
ВНИИНП-7 | 7,5 ÷ 8 | 210 | -60 |
Значения кинематической вязкости указаны при эталонной температуре 50°С
Рис. 40. Номограмма для определения вязкости v1 масла при рабочей температуре по среднему диаметру dm подшипника и частоте n его вращения
Рис. 41. Номограмма для определения первоначальной вязкости v масла, обеспечивающей требуемую вязкость v1 при рабочей температуре t
Для большинства подшипников средних габаритов (кроме роликовых сферических, конических и роликовых упорных), работающих при нормальных условиях, рекомендуется применять масла с кинематической вязкостью при рабочей температуре v = 12мм2/с; для роликовых конических и сферических - v = 20мм2/с; для роликовых упорных - v = 30мм2/с. Масла с вязкостью менее 12мм2/с используют для высокоскоростных малогабаритных подшипников, особенно когда требуются небольшие пусковые моменты.
Если частота вращения подшипника не превышает 10об/мин, то применяют масла более высокой вязкости. Это относится также к тяжел она груженным подшипникам и подшипникам, работающим при высокой температуре. При значительных потерях на трение скольжения следует применять масла с противозадирными присадками.
Для крупных медленно вращающихся подшипников (бессепараторные, конические, сфероконические роликоподшипники) следует применять высоковязкие масла. При Dpwn≤ 1000мм·об/мин кинематическая вязкость масла должна быть 300 ... 500мм2/с (при 50°С), а в Dpwn = 1000 ... 10000мм·об/мин кинематическая вязкость масла должна быть v = 150 ... 300мм2/с.
Для высокоскоростных подшипников работающих в условиях низких температур необходимо применять масла низкой вязкости.
Срок службы масла определяется только продолжительностью его рабы в узле, но и естественным старением, особенно при попадании в него пыли. Браковочными признаками служат увеличенное кислотное число (более 5мг на 1кг масла), повышенное содержание воды (более 1%) и наличие механических примесей (более 0,5%).
Интервал смены масла зависит от условий работы подшипника, качества масла, мер по его сохранению, а также от его количества. Для подшипников, работающей в масляной ванне при температуре до +50ºС и достаточно защищенных от внешних загрязнений, масло можно заменять один раз в год. При тяжелых условиях работы и температуре +100°С масло необходимо заменять не реже чем один раз в три месяца.
Способ подачи жидкого смазочного материала зависит от конструкции всего механизма и размещения в нем подшипникового узла, расположения вала с подшипниками (горизонтальное, вертикальное), частоты вращения подшипников, назначения механизма, требований к надежности смазочной системы, межремонтного периода и других условий эксплуатации.
Наиболее распространенные в подшипниковых узлах системы подачи масла: масляная ванна; с помощью фитилей и разбрызгивания; с помощью винтовых канавок, конических насадок, дозирующих масленок, периодическим впрыскиванием масляным туманом; воздушно-масляная.
Масло к подшипникам может подаваться без циркуляции его в узле и с циркуляцией (замкнутой или проточной).
Для подшипников, работающих в умеренных частотах вращения и горизонтальном расположении вала, применяется наиболее простые способы смазывания разбрызгиванием и с помощью масляной ванны. В последнем случае масло заливают в корпус так, чтобы его уровень был несколько ниже центра нижнего шарика и ролика. Если при разбрызгивании на подшипник подается слишком много масла от зубчатых передач, можно использовать маслоотражательные устройства.
Узел с вертикальным расположением вала можно смазывать с помощью конической насадки, расположенной в масляной ванне и подающей масло к подшипнику под действием центробежных сил, а также с помощью выполненных на валу винтовых канавок.
Смазывание с помощью капельных дозирующих масленок применяют для подшипниковых узлов как с горизонтальным, так и с вертикальным расположением вала. Как и при смазывании масляным туманом, этот способ обеспечивает удаление продуктов износа, а отработавшее масло повторно не используют.
В простейших случаях используют фитильное смазывание, обеспечивающее подачу масла в небольших дозированных количествах, причем фитиль выполняет роль надежного фильтра. Чаще фитиль располагают прилегающим к конусной шайбе на валу, распыляющей при своем вращении подсасываемое масло. Фитильное смазывание применяют для подшипников малых и средних размеров.
Оно обеспечивает циркуляцию смазочного материала и вымывание продуктов износа, может быть использовано при вертикальном и горизонтальном положениях вала для подшипников, работающих при частотах вращения выше предельной.
Недостатками фитильного смазывания являются незначительная подача масла и малый отвод теплоты. Лучшими противоизносными качествами по сравнению с фитилями из ниток обладают фитили из фетра.
При фитильном смазывании кинематическая вязкость масла должна быть не более 55мм2/с.
В случае когда подшипник работает при высокой частоте вращения и значительных нагрузках, рекомендуют применять циркуляционное смазывание. При этом масло под давлением через форсунки подают в подшипник, затем его очищают, охлаждают и снова подают к подшипнику.
Смазывание масляным туманом, основанное на принципе пульверизации, в настоящее время находит самое широкое применение как для подшипниковых узлов, работающих при высокой частоте вращения (шлифовальные шпиндели и др.), так и для тяжелонагруженных узлов (подшипниковые опоры листопрокатных станов). Масляный туман образуют капельки масла диаметром 1 ... 2мкм, распыленные в воздухе.
Преимущество смазывания масляным туманом заключается в минимальном расходе масла при интенсивном воздушном охлаждении подшипника. Кроме того, избыточное давление воздуха внутри подшипникового узла предохраняет опору от попадания в нее загрязнений извне.
Масляно-воздушные смазочные системы имеют преимущества по сравнению со смазыванием масляным туманом: более крупные капельки масла лучше налипают на поверхность подшипника и остаются на его рабочих поверхностях, и только незначительная часть масла с воздушным потоком попадает в окружающую среду. В масляно-воздущной смазочной системе масло периодически импульсным насосом подают в установку для образования масляно-воздушной смеси, которую затем впрыскивают в подшипник.
Для подшипников, работающих в условиях вакуума, коррозионных сред и высоких температур, а также при необходимости сохранения чистоты окружающей среды применяют твердые смазочные материалы. Возможно использование этих материалов в виде порошков, тонких покрытий или в виде самосмазывающегося конструкционного материала для изготовления сепараторов. Смазочный материал может быть размешен в специальных камерах и емкостях в самом подшипнике.
Наибольшее распространение в качестве твердых смазочных материалов имеют дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама, графит, фторопласт, а также составленные на их основе композиции. Выпускают твердые смазочные материалы в виде порошков, паст, коллоидно-диспергированных или суспензированных в жидкостях и добавляемых в смазочные материалы или непосредственно наносимых на детали подшипников, в виде брикетов, применяемых для изготовления сепараторов.
Применяют также металлические покрытия из свинца, серебра, никеля, кобальта, индия, золота.
Недостатками твердых смазочных материалов являются сравнительно высокие энергетические потери и повышенный износ.
Одна из основных причин выхода из строя подшипников с твердыми смазочными материалами - разрушение сепаратора, которое наступает вследствие попадания продуктов износа на дорожки качения колец и износа перемычек. Как правило, подшипники с твердыми смазочными материалами имеют значительные ограничения по частотам вращения и нагрузкам.